Культурный блогер Дарья Вехтева: смешно до ужаса
По сюжету главный герой Паскуалле (Александр Кудрин) трогательно любит свою молодую жену Мэри (Анастасия Писарева). Как часто бывает с молодыми семьями, они устали мыкаться по съёмным квартирам. И вот удача! Паскуале предлагают целый замок! Правда за ним закрепилась дурная слава: поговаривают, что много лет назад владелец средневековой недвижимости застал жену с любовником и велел замуровать их живьём. По слухам, там живут призраки. Но главный герой в это не верит и мечтает открыть в замке пансион на 18 комнат.
А призраков в замке столько, что яблоку негде упасть: слуги в доме с отбелёнными лицами и с набором акробатических этюдов и повадками отдающих мертвецким холодом. С наступлением темноты выходят и остальные обитатели дома: в белых юбках в пол и головами зверей они по-хозяйски ведут себя в замке и по началу приводят Паскуале в ужас.
Московский режиссёр Татьяна Михайлюк давно мечтала поставить, по её мнению, незаслуженно обделённого вниманием итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо. Итальянец написал комедию про деньги: к примеру Сергей Скобелев в роли саркастичного привратника Раффаэле постоянно напоминает о том, что ему должны жалование. Михайлюк сместила акцент на измену молодой жены Паскуале, сделав деньги катализатором сюжета и оставив место для комедийных вставок. Здесь уже иное поле для размышлений. Почему происходят измены? Можно ли предать семью ради денег? Почему нельзя просто поговорить и решить конфликт? Куда уходит трепет влюблённости, когда друг к другу относились как к сокровищу?
В «Призраках» мотивы фильмов ужасов служат более для иллюзии реальности самого замка: в тёмных стенах замка внезапно открываются двери, и не знаешь кто там может быть, паузы в пару секунд от инфернальных персонажей, будто бы они знает что-то большее. Актёр Сергей Скобелев, стирая грим салфеткой после спектакля, рассказал, что у его героя не было задачи напугать зрителя. Он согласился, что в кино испуга добиться легче: достаточно нагнетающей атмосферу музыки и неожиданных крупных планов. Сергей подобный типаж играет не впервые, а один из источников вдохновения для него – психологизм экранизаций по Стивену Кингу.
Создатели спектакля не обманули: мистика в «Призраках» явно есть, а ещё впечатляющие воображение декорации, запутанный сюжет и пища для размышлений. Но эффекта фильма ужасов не будет. Возможно потому что классический речевой театр ограничен в силе воздействия: одно дело сидеть в зрительном зале, а другое стать участником спектакля, бродить по сцене и задействовать ещё такой орган чувств как осязание. «Другое» – это про современный театр, и что-то мне подсказывает, что напугать ему под силу.
В драмтеатре «Призраков» в следующий раз покажут 25 ноября, 14 декабря и 19 января.